Объем фармацевтического рынка России
Объем фармацевтического рынка в 2006 г. составил 12,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и прирост к прошлому г. составил 36 процентов. Ключевым фактором, действующим на рост фармацевтического рынка, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств.
Темпы роста рынка России в 2006 г. наивысшие среди стран мира; это позволило Рф войти в ТОП-10 стран по объёму розничного рынка ГЛС. Несмотря на это, качество лекарственного потребления изрядно отстает от стран Западной Европы и Северной Америки: если в этих странах потребление лекарственных средств (ЛС) в среднем на одного человека в год составляет не ниже 250 долл., то в России этот показатель в 2006 году составил 59 долл.
Объем аптечного коммерческого рынка ГЛС в 2006 году составил 6,0 млрд. долл., это больше, чем в 2005 г. на 16%. Самым существенным фактором прироста коммерческого класса стал процесс перехода потребителей на более дорогие препараты. Индекс цен на коммерческом сегменте рынка ГЛС составил чуть более 2%, это заметно слабее уровня инфляции в 2006 году (9,0%).
Объем потребления по программе дополнительного лекарственного снабжения (ДЛО) в 2006 году составил более 2,4 млрд. долл., что выше показателя 2005 года на 74%. Основным фактором увеличения потребления по программе ДЛО стало увеличение средней стоимости рецепта и средней стоимости потребляемой упаковки: если в 2005 году средняя стоимость упаковки составляла 155 рублей, то в 2006 г. этот показатель достиг 330 рублей.
Темпы роста сегмента парафармацевтики остаются высокими – в 2006 году этот класс вырос на 43%.
Объем импорта ГЛС в Рф в 2006 г. составил 6,5 млрд. долл., что на 63% выше аналогичного показателя в 2005 г. (по материалам статьи «Анализ импорта ГЛС в Россию»). В классе ритейла ТОП-10 аптечных сетей занимает примерно 20%. Доля ТОП-10 за последние 5 лет выросла в 4 раза. Ведущими игроками по итогам 2006 г. являются аптечные сети «36,6» и «Ригла». Собственно эти сети продемонстрировали в 2006 году наибольшие темпы роста объемов продаж, это было обусловлено как открытием новых точек, так и интенсивной покупкой уже существующих более мелких игроков рынка.
По видимости, одна из основных сенсаций на рынке произошла в дистрибьюторском классе: «СИА» сравнялась по занимаемой доле на рынке с компанией «Протек». По итогам 2006 года обе компании занимают примерно 23%. Так что главная интрига 2007 года – это кто будет лидером на фармацевтическом рынке.
Также остается открытым вопрос «третьего» номера. в настоящее время 3 компании претендуют на это место: «Биотэк», «РОСТА», «Катрен».
Класс производства на рынке наиболее стабилен, но и тут в 2006 г. случилось несколько ярких событий. Одно из них – покупка одним из российских производителей «Фармстандартом», 100% акций ЗАО «Мастерлек». Эта сделка позволила в 2006 г. занять «Фармстандарту» 3 место в коммерческом классе ГЛС и 10 место в целом на фармацевтическом рынке. Лидером фармацевтического рынка является фирма «Sanofi-Aventis» с долей более 5% (по материалам статьи «Основные производители на коммерческом рынке ГЛС».
В коммерческом сегменте аптечного рынка по итогам 2006 г. лидерами по продажам стали препараты «Арбидол» («ФАРМСТАНДАРТ») и «Виагра» («PFIZER»).
События, происходившие на фармрынке Страны в 2006 году, не оставили равнодушным никого. Не один раз и пресса, и телевидение поднимали вопросы, связанные с тем, что происходило на рынке: программа ДЛО и легальность ее функционирования, громкие объединения и покупки во всех классах фармацевтического рынка – ритейле, дистрибуции и производителях. Было много позитивных и отрицательных моментов. Тем не менее, в 2006 г. фармацевтический рынок Страны формировался высокими темпами.
Согласно графику по данным розничного аудита DSM Group, объем фармрынка в 2006 г. составил 12,3 млрд. долл.(с НДС) в ценах конечного потребления.
Как и в 2005 г., основным фактором, воздействующим на рост фармацевтического рынка, стало гос финансирование приобретений лекарственных средств. Как следствие – второй год подряд мы наблюдаем высокий рост на уровне 36%.
Отметим, что в 2006 году дальнейшее бурное развитие получил и сегмент парафармацевтики. В 2006 г. класс парафармацевтики в розничных ценах вырос на 43% по сравнению с 2005 г. Объяснением данному факту может служить следующее: продолжают развиваться аптечные предприятия открытой формы торговли и фарммаркеты (доля парафармацевтической продукции в таких аптеках доходит до 60%). Да и обычные аптеки не отстают от них, потому как в этом случае «товары красоты и здоровья» являются дополнительным источником дохода аптек, а значит и лишней возможностью заработать большую прибыль.