Тема: школы латвии ждут перемен
Школьный психолог
Педагог-психолог - недавно появившаяся профессия. В восьмидесятых годах прошлого века такой должности в школах не существовало. Главная задача школьного психолога - оптимизация учебного процесса, как в классах, так и для отдельных учащихся. Помощь в улаживании конфликтов между детьми, выяснение психологического климата в семьях учащихся, работа с родителями, - это обязанности школьного психолога.
Случаи, когда возникает противостояние между преподавателем и учениками, - не редкость в школе. В этих непростых случаях, грозящих нежелательными осложнениями, помощь грамотного психолога может оказать благотворное влияние. Присущие возрасту особенности подростков и детей, особенности их развития, нежелательные проявления характера, требующие коррекции - это должно быть под контролем психолога.
Востребованность школьных психологов растет в связи с тем, что определяется их значение в школьной жизни. Первые специалисты этого профиля, прийдя в учебное заведение без опыта работы, чаще всего обнаруживали насмешливое и недоверчивое отношение коллег-учителей и администрации. Практическое знание возрастной психологии и опыт работы с детским коллективом у опытных учителей нередко было выше, чем у молодых и неопытных дипломированных психологов. Поначалу школьные психологи увлекались тестированием способностей, и эти похожие на игру занятия, кстати, вызывали интерес и нередко помогали молодым специалистам приобрести уважение коллег.
Что входит в обязанности школьного психолога? Психолог - один из тех, кто участвует в приеме детей в первый класс, оценивает готов ли ребенок к школе. Школьный психолог принимает участие в педсоветах, бывает на родительских собраниях. В обязанности психолога входят психологическая диагностика, а также работа по психологической коррекции, психологическая профилактика.
Подробнее - продолжение "кадетства"
Психологическая диагностика подразделяется на фронтальную (в классе) и индивидуальную. О проведении диагностики могут попросить учителя и родители учащихся; эта работа может выполняться также по инициативе психолога. По существующим методикам школьный психолог определяет уровень мышления, памяти, внимания, а также особенности характера, эмоциональность, характер отношений с окружающими. В процессе этого школьный психолог определяет "группу риска" . С такими детьми проводятся коррекционные занятия.
Занятия по коррекции проводятся с группой учащихся, или в индивидуальном порядке. Занятия с группой обычно направлены на развитие памяти, внимания, мышления. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими трудности в общении с коллективом, преподавателями, родителями. Также психолог занимается с ребятами, болезненно застенчивыми и неуверенными в себе, склонными к истерии, пережившими стресс.
Иногда (точнее - весьма часто) в занятиях по коррекции поведения нуждаются сами родители учащихся. К сожалению, возможность коррекции поведения родителей у психолога ограничена; психолог может побеседовать, дать советы родителям.
Конечно, психолог в школе должен иметь не только соответствующее образование. Школьный психолог должен быть физически и психически здоровым, уравновешенным, оптимистичным, обладать чувством юмора, получать удовольствие от общения.
Тестирование способностей и профессиональная ориентация.
Разнообразные психологические тесты сейчас популярны. И шуточные, и вполне серьезные тесты печатаются в журналах, в Интернете, психологическое тестирование проводится при наборе в военные учебные заведения, в центрах занятости.
Пожалуй, самыми востребованными являются тестирование интеллектуальных способностей и тестирование на профессиональную пригодность.
Подробнее - банк рефератов 5 баллов
Увлечение тестами способностей началось в 20-30 годах двадцатого столетия. Тогда было разработано множество тестов, определяющих в числовых единицах художественные и музыкальные способности, быстроту реакции, профессиональные способности и многие другие характеристики личности. Ввиду того, что определенный набор способностей имеет непосредственное отношение к успеху в каком-либо виде деятельности, тестирование способностей быстро распространялось. В то время тестированием способностей занимались многочисленные околонаучные организации и просто мошенники.
В Советском Союзе бурное увлечение тестами в двадцатые годы сменилось фактически их запретом в последующие годы. Главной идеей советской педагогики стало то, что успехов в учебе и работе имеет возможность достичь каждый человек, все зависит от настойчивости и трудолюбия. "Сортировка" детей на основании тестов, как это было принято, например, в Англии, шокирует людей российского менталитета и теперь.
Но в то же время согласимся, что современные методы тестирования могут помочь молодому человеку в выборе жизненного пути. Прогнозы, сообщаемые психологами на основании теста способностей, если не всегда абсолютно точны, то, во всяком случае, достойны внимания.
За годы, прошедшие с начала экспериментов с тестированием, был накоплен большой архив данных, и к обработке этих статистических данных оказалось возможным привлечь математические методы. Факторным анализом называется математический метод, позволяющий на основании результатов тестирования определить базовые характеристики личности.
Точен ли прогноз, создаваемый в процессе анализа результатов тестирования? Для отдельного человека можно говорить только о рекомендациях на основании результатов тестирования.
Интересны результаты тестирования профессиональных способностей взрослых людей, достигших определенных результатов в своей профессии.
Подробнее - подари человеку улыбку
Зачастую люди выбирают именно ту сферу деятельности, которая "не по их профилю". Тем не менее, они добиваются определенных успехов, но весьма часто испытывают стресс и получают мало радости от работы. Или не стараются сделать карьеру на избранном поприще, отбывают ежедневную рутину, но ярко проявляют себя в непрофессиональной деятельности - "хобби". Пожалуй, все же комфортнее ощущают себя те люди, кто избрал сферу деятельности в соответствии со своим психологическим профилем - в таком случае работа увлекает человека, дает возможность самореализации.
Советы психолога, которые даются по результатам тестирования, носят весьма общий характер: могут рекомендоваться (или не рекомендоваться) работа на производстве, предпринимательство, воинская служба, управленческая деятельность, офисная работа, занятия искусством, наука…
Тесты способностей не дадут конкретного совета, но могут быть полезны в ситуации выбота.